Ввиду
довольно большого объема произведения,
здесь публикуется только его отрывок.
Полностью произведение можно скачать по
ссылкам, данным внизу страницы.
Я родился в 1936-ом году. Ты наверняка думал, что у меня были мама и папа, но их не было. Я рос круглым сиротой, как и ты. Ни отца, ни матери не знал, совершенно не помню их лиц. Мать пропала без вести, отец, композитор и музыкант, перед войной выехал в Бельгию. Как ему удалось это - неизвестно. Факт один - эмигрировал. Здесь папу не исполняли, и ничего от него не сохранилось, ни фото, ни писем. У меня нет даже дня рожденья. Никто и никогда не говорил мне, какого месяца и числа я родился. Не знать об этом - какое-то особое состояние памяти. Вернее, беспамятства. Это беспамятство высшего порядка. Ты словно бы появляешься из ничего, рождаешься где-то в ионосфере. У тебя только два варианта: падать или взлетать выше. Можно привести и такое сравнение: троеточье. Ты чувствуешь себя предложением, начатым с троеточья. И в отличие от других детей - с полной ясностью осознаешь, что до тебя не было ничего. И ничего не будет после.
Детство мое было смутным, я мало что помню. С пяти лет занимался скрипкой, моя тетя очень хотела, чтобы я играл на скрипке. После школы поступил в консерваторию. При всех лишениях, которые я испытывал, это было, наверное, самое безоблачное время в моей жизни. Наивный ребенок, я был счастлив просто оттого, что держу в руках скрипку. Возможно, этому способствовало еще и то, что люди, которые меня окружали, были вполне порядочные. Все наши профессора, преподаватели... Их нельзя было назвать ремесленниками; они были воистину религиозны. Наверное, тотальный атеизм - вопреки чаяниям властей - рождал предельно явственное восприятие Космоса.
У меня был очень хороший преподаватель по скрипке, Лев Константинович Вороной. Никогда я не видел его раздраженным, был он человеком аккуратным, невероятно щепетильным и полностью находящимся в музыке. Возможно, благодаря ему на третьем курсе я открыл для себя, что музыка, в сущности, есть выражение высшей справедливости в звуках, выражение закона труда. Это произошло во время семестрового экзамена. Я должен был сдать отрывок из каприччио Паганини, пробный камень для любого музыканта. Трудность я почувствовал сразу же, как только приступил к работе. У меня особенно никак не получался один фрагмент. Перед экзаменом я играл его всю ночь, играл одно и то же, как сверчок. Скоро я вконец обессилел; фраза была точно заколдована: если выходила глубина - пропадала легкость. Я перепробовал множество вариантов. И наконец под утро у меня это получилось. Еще не веря, я сыграл произведение раз. Потом другой. А оно такое идеальное! И тут вдруг я понял, что Бог - есть, и что Бог - это труд. Это было ошеломительно! Я присел на табурет и первый раз в жизни заплакал.
Заплакал потому, что понял, во-первых,
очевидность этого закона, во-вторых,
очевидность того, что его нарушение
является источником всех бед. Движение
цивилизации раскрылось для меня как
планомерное и непрекращающееся
нивелирование принципов труда перед
лицом времени.
Я увидел, что труд - это знание, которое
можно накапливать в себе и передавать
другим поколениям. И кто-то накапливал
его до меня. Ведь не могло же это взяться
ниоткуда!
Но кто были мои отец и мать? Я не знал.
Всякий раз, пытаясь вообразить
родителей, я терпел неудачу. Мое
сознание словно бы уходило под воду, в
глухую бесцветь, где я обнаруживал
единственное: упругий и безжалостный
ток времени. Оно захватывало меня так,
как захватывает ныряльщика холодное и
сильное течение, чистая, бесчеловечная
стихия, несущая в себе привкус чистой
смерти. С этой точки зрения и диктатор
был жертвой. Как бы ловко ни работала
пропаганда, она не могла обмануть время.
А значит - и человека, который в
одночасье постиг его механизм...